Интервью газете «Вечерний Санкт-Петербург»

Известный детский писатель, сценарист и режиссер, директор Автономной некоммерческой организации «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей «ИНТЕЛРОСТ» Елена Дубровская – один из руководителей всероссийского проекта «Киноуроки в школах России». По своим детским рассказам она сняла 27 детских короткометражных художественных фильмов. Сегодня Елена Дубровская отвечает на вопросы корреспондента «Вечернего Санкт-Петербурга».

– Сейчас принято считать, что большинство современных детей увлечены компьютерными играми, приложениями в мобильных телефонах… А как сегодня увлечь ребенка классическим искусством?

– Это правда. Дети увлечены и компьютерными играми, и мобильными приложениями, однако духовные запросы маленького человека никто не отменял. Совершенно неправильная точка зрения, что если ребенок увлечен компьютерными играми, то ему все остальное неинтересно. Нам часто говорили: у современных детей сейчас клиповое мышление и ваше воспитательное кино они смотреть не будут. Я объездила полстраны и видела, как сегодняшние школьники реагируют на детское кино, в котором поднимаются такие темы, как искренность, сострадание, честность. Они убирают свои мобильные телефоны, внимательно смотрят фильм, а потом еще хотят поговорить об этом. Потому что сегодня с детьми очень редко говорят на темы положительных человеческих качеств. Что это такое, как их в себе воспитать.
 
– Чем отличается работа писателя для взрослых и для детей?
 
– Помните, как говорили: писать для детей надо так же, как для взрослых, только лучше. Почему лучше? Потому что детская литература тесно связана с педагогикой. Ребенок растет, развивается, а значит литература для детей должна быть просветительской и воспитательной. И чем младше ребенок, тем это должно быть сильнее выражено, совершеннее и ярче. У маленьких детей свой мир, и им только предстоит сформировать свои личностные качества и ценности, с которыми они войдут во взрослую жизнь.
 
– Сейчас очень много всего производится для детей. Как родителям отличить в этом информационном потоке, что можно и нужно смотреть их детям?
 
– Чтобы родители не терялись в этом обилии предложений, надо просто ответить себе на вопрос: что такое искусство и в чем его назначение? Был такой ученый Подолинский. Он дал определение «полезному искусству». Искусство, которое отражает в человеке высшие идеалы личного и общественного и побуждает к скорейшей реализации их на практике, – это искусство полезное. Но если существует «полезное искусство», значит есть и «неполезное». На практике это звучит так: если фильм или книга делают моего ребенка лучше, культурнее, добрее, значит это «полезное искусство». Просто мы должны помнить, что есть такое понятие, как художественный вкус. Выражение «о вкусах не спорят» может быть применимо к еде, но не к искусству. Потому что художественный вкус воспитывается, прививается.
 
– А есть, на мой взгляд, искусство прямо разрушительное. Например, фильмы Сокурова или Звягинцева при всей их талантливости…
 
– Если ты смотришь фильм, а тем более талантливо снятый, и тебя после него ждет тяжелое, депрессивное состояние, вряд ли можно сказать, что он возвышает и пробуждает у человека высокие мысли и идеалы. Если мы детям будем постоянно показывать негативные образы, пусть даже отражающие действительность, какое же будущее тогда построят наши дети? Глупо говорить, что искусство не воспитывает. Оно не только воспитывает, оно формирует сознание, особенно если говорить о детях. Оно создает мировоззрение, модели поведения ребенка. И если ты создаешь такое искусство, ты должен чувствовать свою ответственность за его воздействие на человека. Искусство – это социальное явление: оно воспитывает. Другое дело – как, в каком направлении воспитывает. Мы можем даже сказать, что наших детей формирует только и исключительно искусство: это песни, которые они слушают и поют, книги, которые они читают, фильмы, которые они смотрят, компьютерные игры. Это все художественные образы, которые находятся вокруг ребенка на всем протяжении формирования его сознания. Начиная с понимания того, как одеваться, заканчивая манерой себя вести и качеством поступков.
 
– Получается, вы за цензуру?
 
– В том положении, в котором общество пребывает сегодня, может быть, цензура и нужна. Я говорю сейчас о детском кино. И правильно сказать, не цензура, а решение задач, которые остро стоят в обществе. Я думаю, что искусство и культура должны взять на себя ответственность за воспитание наших детей.
 
– Как работается во время самоизоляции?
 
– Для киноуроков ничего не изменилось. Только совещания проводим в Сети. Так же школы проводят онлайн-уроки. Сейчас среди школьников проходит конкурс иллюстраций для моей новой книги «Маленькие истории с большим смыслом». Съемочная бригада ведет подготовку к съемкам двух фильмов. Читаем сценарий, разбираем его. Пишем экспликации, готовим костюмы, реквизит. И даже проводим онлайн-кастинги. Жизнь продолжается.Сегодня Елена ДУБРОВСКАЯ работает над сценарием для фильма «Мой друг Дима Зорин».Фильм планируют снимать в Лужском районе Ленинградской области.Это будет очень трогательное и вдохновляющее кино, где Дима Зорин вместе со своими товарищами собирает огромный хор из двухсот человек, чтобы исполнить песню, написанную маленьким мальчиком с синдромом Аспергера (общее нарушение психического развития. – Ред.). Съемки начнутся, как только отменят ограничительные меры.

Вячеслав КОЧНОВ

 

Источник: Газета «Вечерний Санкт-Петербург»

Опубликовано администрацией сайта: 19 января 2021